Страницы меню навигации

«БИП-Институт правоведения»

Частное учреждение образования

Как говорить убедительно: 15 работающих принципов

 

Адрес: 

ул. Замковая, 33, каб. 46

Телефон: 8 (017) 211-27-22

Педагог-психолог:

Луговская Алеся Александровна, +375 (29) 601-51-08

e-mail: psiholog_bip@tut.by

Педагог социальный:

Сокол Людмила Анатольевна, +375 (29) 705-33-48

Кафедра психологии: 8 (017) 211-27-07

  1. Говори «и» вместо «но».
    Например: «Это вы хорошо сделали, и если вы…», вместо: «Да, это хорошо, но Вы должны…». Потому что «но» перечеркивает все, что было сказано перед ним.
  2. Избегай грубого «нет», поскольку «нет», произнесенное с соответствующей интонацией, может произвести очень негативное впечатление на собеседника.
  3. Вычеркни выражение «честно говоря» из своего лексикона, потому что оно звучит так, будто честность для тебя – исключение.
  4. Говори «не так», «не сейчас» вместо «нет».
    Например: «В таком виде мне это не нравится», «В данный момент у меня нет на это времени», вместо «Нет, мне это не нравится» «Нет, у меня нет времени». Потому что «нет» отталкивает. «Нет» – это нечто законченное и окончательно решенное.
  5. Измени угол зрения, используя слово «уже» вместо слова «еще».
    Например: «Вы уже сделали половину», вместо «Вы сделали еще только половину?». Потому что слово «уже» превращает мало в много.
  6. Говори «в» и «во столько-то» вместо «где-то» и «в районе». Точно назначайте срок и время.
    Например «Я позвоню в пятницу», «Я позвоню вам завтра в 11 часов», вместо «Я позвоню в конце недели», «Я позвоню завтра в районе 11».
  7. Задавай открытые вопросы. Не довольствуйся односложными ответами «да» или «нет».
    Например: «Как вам это понравилось?», «Когда мне можно будет вам перезвонить?», вместо «Вам это понравилось?», «Можно будет вам перезвонить». Потому что вопросы с «как», «что» или «кто» добывают ценную информацию.
  8. Перестань увиливать с помощью «надо бы» и «нужно бы».
    Лучше: «Важно сделать эту работу в первую очередь», вместо «Надо об этом подумать», «Нужно бы сначала закончить эту работу». «Надо бы» и «нужно бы» не утверждают ничего конкретного. Например: «Тебе следует это доделать», «Вам следует отдавать приоритет этой работе».
  9. Говори «Я сделаю» или «Я бы хотела» вместо «я должна».
    Например: «Я бы хотела сперва немного подумать», «Я сперва соберу нужную информацию», вместо «Я должна сначала немного подумать», «Я должна собрать информацию». «Я должна» связано с принуждением, давлением или внешним определением. Все, что ты делаешь с такой установкой, ты делаешь не добровольно. «Я сделаю» или «Я бы хотела» звучит для других намного позитивнее, более дружественно и мотивированно.
  10. Вычеркни слова «вообще-то» и «собственно» из своего словаря.
    Например: «Это правильно», вместо «Ну, вообще это правильно». «Вообще» не содержит никакой информации и воспринимается как ограничение.
  11. Говори «Я рекомендую вам», вместо «Вы должны».
    Например: «Я советую вам довериться мне», «Я рекомендую вам подумать над этим», «Я советую вам принять решение как можно скорее». Словами «должны» и «следует» ты подвергаешь собеседника давлению и отбираешь у него возможность самостоятельно принять решение. «Я рекомендую вам» звучит более доброжелательно и позитивно.
  12. Откажись от всех форм отрицания; лучше высказывайся позитивно.
    Например: «Все будет в порядке», «Это действительно хорошая идея», «Это легко для меня», вместо «Это для меня не проблема», «Идея действительно неплохая», «Это будет нетрудно для меня». Говоря отрицаниями, ты идешь длинным путем. Это слишком сложно и может вызвать неприятные ассоциации. Говорите прямо и позитивно.
  13. Подключайте другого с помощью «вы» и «мы», вместо того, чтобы постоянно ставить себя в центр внимания с помощью «я».
    Например: «Теперь вы видите в чем дело», «Пожалуйста, дайте мне ваш адрес», «Сейчас мы вместе разберемся», вместо «Сейчас я покажу, в чем дело», «Мне еще нужен ваш адрес», «Сейчас я вам это объясню». Если ты все время говоришь от первого лица, то ты выдвигаешь на передний план себя и свои действия. Употребление «вы» и «мы» объединяет и концентрирует внимание на собеседнике тоже.
  14. Вычеркни из своего словаря «никогда», «каждый», «все», «всегда» и вместо этого будь конкретной.
    Например: «Тут вы мне обязательно поможете!», «Вы вторую неделю опаздываете», «… и … завидуют моему успеху», вместо «Мне никогда никто не помогает», «Ты все время опаздываешь», «Они все завидуют моему успеху». Убери обобщения. Подумай, «что» именно случилось, «кого» это касается, «когда» это произошло. Четко обозначайте свои цели. Обобщения создают негативное настоящее и ограничивают возможности в будущем.
  15. Добывай реакцию собеседника с помощью полуоткрытых вопросов.
    Например: «Насколько сильно вам это понравилось?», «Какие еще вопросы имеются с вашей стороны по существу?», вместо «Как вам это понравилось?» «Как вам моя идея?», «Какие у вас еще вопросы?».